В некоторых непредсказуемых ситуациях надо особенно внимательно наблюдать за собой.
Аудиотекст читает заслуженный артист России Олег Мартьянов.
Человек, желающий узнать себя, должен тщательно наблюдать за состоянием и движениями своей души, особенно когда возникают непредсказуемые ситуации. В этих случаях нередко мы можем гораздо лучше увидеть тайные свойства и преобладающие состояния своей души, нежели важные события, к которым мы готовимся заранее.
1. Посмотрите, в каком состоянии вы бываете, когда кто-нибудь нанесет вам неожиданное оскорбление или причинит обиду. Притч. XII. 16: «У глупого в тот же час выкажется негодование его; а рассудительный прикрывает обиду», т.е. глупого сразу же распознаешь по его гневу.
Если гнев вспыхивает в тебе тотчас, то это знак того, что в глубине твоего сердца скрывается тайная гордыня, и она, как порох, мгновенно вспыхивает, как только на нее падет искра оскорбления. Хотя это можно приписать и естественным свойствам характера, но, несомненно, гордыня есть главная причина гнева как часто повторяющегося чувства. Гордыня и гнев также связаны друг с другом, как смирение и кротость. Притч. XIII. 10: «Только через гордость ссора заводится, а у доступных для совета – премудрость». И человек даже не знал бы, что за тина лежит у него на дне сердца, если бы противоречие не подняло бы ее на поверхность.
Философ Афинодор по старости лет просил удалить его от двора Августа, на что император согласился. Прощаясь, Афинодор сказал: «Кесарь, когда вы в гневе, не говорите и не делайте ничего, пока не повторите про себя все двадцать четыре буквы алфавита». Кесарь, взяв его за руку, произнес: «Я хочу, чтобы ты остался при мне», - и после этого еще год продержал философа при себе.
Это изречение Афинодора уважали древние, считая его мудрым правилом, но христианин может предписать себе еще лучшее: когда ты в гневе, то не отвечай, пока ты не повторишь пятого прошения из молитвы Господней: «И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должникам нашим», а также объяснение Спасителя на это прошение: «Если вы прощаете людям согрешения их, то и Отец небесный простит их вам, а если не простите людям их согрешения, то и Отец небесный не простит вам согрешений ваших» (Матф. VI, 14. 15).
Марк Антоний очень верно рассуждал о подобных случаях: «Человек несправедливо поступает относительно меня, - что ж мне до этого? Это его дело и его воля, пусть он и смотрит за ними, эта ошибка и несправедливость его, а не моя. Что же касается меня, то я остаюсь в том положении, в какое поставило меня Провидение, и делаю свое дело, как мне прилично» (Разм. кн. V. 25).
Это относится только к философскому презрению несправедливостей и гораздо ниже христианского прощения, которое является нашей обязанностью, как христиан, и если это так, то мы должны быть расположены к прощению, а потому для истинного самопознания, нам нужно всегда наблюдать и исследовать: какое действие производят на нас подобные случаи.
2. Когда рука Провидения неожиданно посылает нам тяжкую скорбь или огорчение, то как мы это воспринимаем? Такие случаи очень помогают самопознанию, если мы умеем ими пользоваться.
Если в нас накопилось недовольство или нетерпение, то оно тотчас обнаруживается, особенно когда к скорби добавляются тяжкие обстоятельства, как это было в библейской истории с Иовом.
Огорчения часто посылаются с тем намерением, чтобы мы узнали себя, и потому мы должны с особым вниманием ими пользоваться. При этом внимательный человек увидит великую мудрость и благость небесного Отца в том, что Он не только соразмеряетнаказание с силами своих детей, но и сам способ исправления применяет к их состоянию так, что одним посылает один вид скорби, другим - другой, в зависимости от того, какая для них будет полезней, так что даже простое огорчение сможет принести больше пользы, чем что-либо более тяжелое.
Почти всякому известно давнишнее, весьма справедливое наблюдение, что мудрый получает больше пользы от врагов, чем от друзей, и в большей степени от огорчений, чем от удовольствий, так что враги становятся для него лучшими друзьями, а огорчения - величайшими благодеяниями. Несомненно то, что никто не имеет более удобного способа беспрепятственно и ясно видеть себя, чем в подобных обстоятельствах. И потому, наблюдая, в каком состоянии он находится в это время, можно сделать великий успех в самопознании для пользы в будущем, хотя в настоящем он переносит сильное огорчение. Так, нечаянная обида, причиненная человеком или сильная скорбь, посланная Богом, могут открыть в глубине его сердца то, чего он в себе и не подозревал. Вспомним, какой гнев проявился в самом кротком человеке, каким был Моисей (Псал. СV, 32, 33): «И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них. Ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими». Вспомним также ропот в самом терпеливом человеке, каким был Иов (Иова. III, 1, 2, 3): «После сего Иов отверз уста свои, проклял день свой и сказал: да сгинет день, в который я родился, и ночь, в которую было сказано: "Зачат человек!"»
Наблюдая, таким образом, за тем, как мы переносим скорби, которые Бог посылает нам, и какую получаем от этого пользу, - мы лучше знакомимся с собой.
3. В каком мы бываем расположении, когда у нас все спокойно, мы довольны и веселы, то есть в тех случаях, когда мы менее всего наблюдаем за своей душой?
Это благорастворенное время раскрывает и питает в нас семена суетности, самодовольства и надменного пренебрежения к другим. И если в сердце нашем есть горький корень, то при солнечном свете благополучия, он очень быстро идет в рост, и это происходит даже после морозов несчастий, когда мы думали, что он погиб.
Счастье для нас - такое же испытание, что и несчастье, только оно сопряжено с большими искушениями. И если мы стремимся внимательно наблюдать за собой, то при несчастии, мы гораздо скорее узнаем себя, чем при счастливом положении. К сожалению, человек редко бывает расположен к этому при счастливых обстоятельствах. Он занят другими делами, думает о светских предметах и слишком озабочен внешним, чтобы наблюдать себя, и скорее готов заниматься самолюбованием. Но это было бы лучшее время для самоиспытания и успеха в самопознании, если бы он захотел им воспользоваться прямым образом.
Наконец, поговорим о том, как мы обычно ведем себя в дурном обществе?
Дурным можно назвать такое общество, в котором мы не имеем никакой возможности приобрести что-нибудь доброе, но скорее пребываем в невидимой опасности, поскольку можем совершить или получить что-нибудь вредоносное; здесь я подразумеваю, например, оскорбление других неуместной ревностью или вину перед самим собой в преступной угодливости.
Не увлекаемся ли мы потоком тщеславия или порока? Разве иной раз блестящая острота ума и живое воображение не заставляют нас извинять выражение кощунства? Если так, то эти остроты скоро нам понравятся, и мы сами будем повторять их при каждом удобном случае. Вот минута, когда наша благочестивая ревность и мудрость, наше мужество и твердость обыкновенно подвергаются самому тонкому испытанию, и мы чаще, нежели когда-нибудь, можем здесь заметить неожиданные выходки безрассудства, легкомыслия и нескромности.
В такое время лучше, чем при обыкновенных явлениях жизни, мы можем различить, что скрыто в глубине нашего сердца, когда все наши страсти затихают и успокаиваются. Если мы хотим узнать себя, то в таком случае должны пристально наблюдать за своими свойствами, характером, состоянием и поведением.