Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Самопознание. Диалоги. На основании книги Джона Мейсона "Трактат о самопознании".

Часть 1, Глава 1.
Сущность и важность самопознания
Диалог № 1.

Тема диалога.
Стремление к познанию, человеческие качества, положительные и отрицательные, красота сущности человека, самопознание как средство поддержания и проявления этой красоты, избавления от некрасивого.

Цитата.
«Стремление к знанию присуще человеку, и ничто так не выявляет его качеств и склонностей, как то, к чему направлен его интерес.»


- Присуще ли тебе стремление к знанию?
- Да, присуще.
- В чем это стремление проявляется?
- В желании узнать что-то новое, читать, смотреть телевизор, кинофильмы, думать о том, что увидел, услышал, прочел.
- Существуют какие-то сферы знаний, куда твое внимание особенно охотно направляется?
- Да, существуют.
- Какие, например?
- Например, сфера знаний о человеке, о мире, в котором мы живем, о жизни, о Вселенной и о многом другом.
- Это слишком большой перечень и слишком общий, кажется.
- Что конкретно о человеке ты хочешь знать? Что интересует тебя в сфере знаний о человеке?
- Я хочу узнать, каковы способности и возможности человека, почему они такие разные у разных людей, как может конкретный человек узнать пределы своих возможностей и способностей и приблизиться к ним столько, сколько допускают законы природы.
- Это все, что интересует тебя в сфере знаний о человеке?
- Нет, не все. Еще меня интересуют человеческие качества.
- Какие качества?
- Их много.
- Например?
- Доброта, дружелюбие, честность, сила воли, способность любить, чувствовать красоту, скромность, нежность, искренность, сообразительность, разумность, терпеливость, щедрость, трудолюбие и другие.
- Тебя интересуют только положительные человеческие качества?
- Они интересуют больше. Но отрицательные тоже.
- Какие человеческие качества считаешь отрицательными?
- Многие из них являются антиподами, противоположностями тех, которые перечислил.
- Это злобность, враждебность, подлость, слабоволие, неспособность любить, безразличие к красоте, грубость, лживость, неспособность к искренности, глупость, нетерпеливость, жадность, тщеславие, самодовольствие, лень  и многие другие.
- А что скажешь о чувствах людей? Они тебе не интересны?
- Наоборот, они тоже очень интересуют меня.
- Тогда перечисли, пожалуйста, какие именно человеческие чувства интересуют тебя.
- Чувство любви, чувство красоты, чувство сострадания, чувство дружбы, чувство благодарности, чувство нежности, теплоты к другим …
- А об отрицательных опять не хочешь говорить?
- Да, ты прав. Их тоже важно изучить.
- Какие именно?
- Чувство ненависти, чувство безразличия к другим людям, чувство безразличия к красоте,  враждебность, чувство враждебности к благодетелям …
- Трудно выделить отрицательные чувства?
- Да, они не легко поддаются описанию словами.
- Может быть потому, что они менее важны?
- Нет, они важны так же, как положительные.
- Тогда почему трудно их описать словами?
- Никто не хочет искать в себе их, чтобы научиться более четкому описанию.
- Почему никто не хочет искать их?
- Потому что боятся обнаружить в себе отрицательные качества.
- Даже если это полезно и поможет от них избавиться?
- Да, несмотря на это.
- Почему так боятся обнаружения отрицательных качеств?
- Потому что в обществе сильна традиция осуждения, обвинения, наказания. Это считается более важным, чем помощь людям в избавлении самих себя от нежелательных качеств.
- Какую помощь ты имеешь ввиду?
- Например, обучение навыкам самопознания и управления своим поведением, обучение навыкам искренности с самим собой, смелости в выявлении всего отрицательного внутри, укрепление уверенности человека в том, что он в глубине своей сущности прекрасен и очень хочет стать таким же красивым во всех своих проявлениях.
- Значит, ты считаешь, что человек в глубине своей прекрасен, только не обучен тому, как в своей жизни соответствовать этой красоте?
- Да, я действительно так считаю.
Афоризм данного мгновения!