Самопознание. Диалоги. На основании
книги Джона Мейсона "Трактат о самопознании".
Часть 1, Глава 1.
Сущность и важность самопознания
Диалог № 5.
Тема диалога – отношение к самопознанию. Почему люди не обращают внимание на самопознание?
«Трудно понять, почему это превосходное правило не так высоко ценится в христианском мире, как в языческом.»
- О каком правиле идет речь?
- Об изречении, которое было высечено золотыми буквами на храме Аполлона. Часто его формулируют так: «Познай самого себя».
- Ты считаешь, что это правило ценится в христианском мире недостаточно?
- Да, убежден в этом.
- Почему?
- Посмотри вокруг, и ты сразу поймешь. Сколько сегодня в мире христиан? Уж точно больше миллиарда. Сколько среди них тех, кто обоснованно может считать себя опытным специалистом в деле самопознания? Катастрофически мало. Во всяком случае, я таких людей практически не видел. А ты?
- Я тоже. Но может так и нужно. Может самопознание для христианина не такое уж важное значение должно иметь?
- Не согласен. Одного изречения из Нового Завета достаточно, чтобы любой, кто считает себя христианином, посвятил свою жизнь самопознанию, считая это главным доказательством веры в Христа. Ведь Он говорил: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего» (Матф. VII. 3, 4, 5).
- Почему же дела обстоят иначе и отнюдь не каждый христианин посвящает свою жизнь самопознанию?
- Для меня это загадка. Не могу похвастаться, будто знаю точную причину. Придется повториться, что таковы обстоятельства, сложившиеся исторически.
- Но все-таки предположение у тебя есть на этот счет?
- Думаю, что причина в обыкновенной человеческой глупости, как и во многих других случаях.
- Разве человек так уж глуп? Ведь сегодня люди добились невероятных возможностей, открыли громадное количество знаний, о которых в то время, когда было написано изречение «Познай самого себя», никто даже не мог мечтать. Не значит ли это, что мы значительно умнее тех древних греков и ранних христиан?
- Если критерием ума считать количество знаний и возможностей – то придется считать именно так. Но существуют и другие критерии.
- Какие?
- Например, смысл жизни человека, смысл его поступков, действий, желаний, стремлений.
- И что дают нам эти критерии? Считаешь, что они важнее, чем количество знаний и возможностей?
- Да.
- Тогда объясни, почему?
- Хорошо. Но для начала задам тебе вопрос – не зная свою суть, свое природное предназначение, не зная собственной души и ее потребностей, соответствующих ее природному предназначению, ты сможешь приносить себе пользу?
- Не уверен, что смогу.
- Тогда еще один вопрос. Что для тебя важнее, удовлетворение желания обладать чем-нибудь, получить временные удовольствия тем или иным путем, или обрести бессмертие?
- Если бы я посмел желать для себя бессмертия, то наверно это желание стало бы самым важным.
- Потому и считаю, что мы, современные люди, в некотором смысле значительно глупее своих предков. Мы потеряли интерес к смыслу собственной жизни, боимся искренне признаться, что хотим бессмертия и даже те, кто считает себя верующим, боятся смерти, вместо того, чтобы бояться собственной глупости. Ведь именно она крадет у человека смысл его жизни и отнимает у него веру в бессмертие, отвлекая любыми путями от самых важных мыслей, размышлений, поступков и действий.
- И ты действительно считаешь, что у тебя в теле живет бессмертная душа и что человеку доступно постижение смысла собственного существования?
- Да, считаю так.
- Но почему же она, бессмертная душа, обладая мудростью, накопленной в течение своего тысячелетнего существования, не проявляет себя и не побеждает глупость, не раскрывается в человеке всей своей мощью, чтобы освободить его от оков невежества и сделать способным для выполнения своего природного или божественного предназначения?
- Возможно, здесь работает принцип «Всему свое время». В мире, вокруг нас, достаточно доказательств присутствия в человеке бессмертной души. И многое происходит именно благодаря этому присутствию. Но ее окончательное пробуждение в телах людей пока не происходит. Значит не наступило время и значит наши бессмертные души переживают в своем развитии тот период, в котором полное осознание самого себя является пока что нереализованной возможностью.
- Какие именно доказательства имеете ввиду?
- Например, то, что человеку дана возможность осознать размеры Вселенной, как во времени, так и в пространстве, хотя он пока очень далек от того, чтобы воспользоваться этим знанием. Галактики, скопления галактик, которые находятся от нас на расстоянии миллиардов световых лет, доступны взору нашей мысли потому, что мы способны освоить то пространство, которое они обозначают своим расположением. А также говорят о том, что наш возраст сопоставим с их возрастом. Иначе мы бы не смогли получить представление о времени их существования.
- Мне кажется, что это слишком теоретические или косвенные доказательства. Можете привести другие примеры?
- Попробую привести и другие. Существование понятий «красота», «смысл», «мудрость», «дух», «душа», существование человеческого воображения, способности мыслить абстрактно, творить музыку, сочинять стихи, любить, дружить … Все это для меня являются доказательствами бессмертия души. Потому что если бы мы были всего лишь смертными животными, исчезающими вместе с гибелью тела, то не было бы никакой необходимости во всем этом и многом другом. Ни в полетах в космос, ни в математике или теории эволюции живых существ, эволюции Вселенной … Незачем смертному телу думать обо всем этом. Она могла бы легко обойтись участью иных животных, известных нам.
А что ты думаешь об этом. Считаешь, что человек умирает вместе со своим телом?
- Да. К сожалению, доказательство существования продолжения жизни я не встречал. Что касается приведенных тобой примеров – обещаю подумать о них. Но пока считаю их недостаточно убедительными.