Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Самопознание. Диалоги. На основании книги Джона Мейсона "Трактат о самопознании".

Часть 1, Глава 1.
Сущность и важность самопознания

Диалог № 6.
Тема диалога – золотая середина в самопознании. Почему важно ее соблюдать?


«Исследуя данный предмет, надо с одной стороны, избегать слишком поверхностного взгляда, что было бы недостойно по отношению к нему, а с другой – не вдаваться в слишком мелочное философствование, далеко не для всех полезное. Учитывая эти крайности, я постараюсь придерживаться золотой середины.»

/////

- Почему выбрал именно эту цитату для нашего разговора?
- Потому что неоднократно замечал, как много людей заблуждаются именно в этом вопросе.
- В каком?
- В умении держать равновесие между поверхностными теоретическими построениями, филосовствованием и практическими выводами, сделанными из наблюдений собственной жизни, собственных мыслей, чувств, действий, из наблюдений за другими людьми и за явлениями, происходящими вокруг.
- И как это происходит обычно?
- Конкретности бывают разными, но общие тенденции тоже имеются. Например, обнаружил кто-то, что его обманули, и тут же делает обобщенный вывод – все люди подлецы. Или кого-то разлюбила женщина, и сразу же вывод – любви не существует. Кто-то попробовал понять смысл справедливости, дружбы, красоты или любви, но не смог после первых трех попыток. И тут же вывод на всю жизнь – вообще ничего не имеет смысла. И так бесконечное количество ситуаций, где поверхностное отношение закрывает путь к истине и не позволяет человеку развиваться по-настоящему. Человек отказывается от стремления к постижению смысла собственного существования, собственных поступков, чувств, желаний и теряет нечто очень и очень важное в жизни. Возможно даже самое важное.
- Считаешь, что такое отношение сильно распространено?
- Да, очень сильно распространено.
- Почему?
- Я не знаю точно, когда утверждения такого рода, как «жизнь не имеет никакого смысла», «думать о чем-то важном бесполезно, все равно ничего невозможно понять», «все люди – подлые лгуны», «справедливость, любовь, красота, честность, доброта, искренность, духовность и многое другое – пустые слова, которые ничего не отражают. В жизни всего этого никто не встречал.» … и многие другие, аналогичные, стали такими распространенными. Но факт в том, что это произошло и теперь почти все люди верят в истинность этих фальшивых и крайне поверхностных утверждений.
- Хорошо, ты не знаешь время, когда это началось. Но в чем причина такого явления?
- Возможно причина в том, что жадность, стремление к обладанию, тщеславие, страх, нетерпение, глупость и разные другие аналогичные человеческие качества одержали верх и вытеснили из мировоззрения большинства людей своих антиподов.
- Каких антиподов?
- Мудрость, стремление к осмыслению жизни, всего, что в ней присутствует, скромность, чувство красоты, чувство любви, смелость, терпеливость и так далее.
- А в чем причина такого вытеснения? Почему те человеческие качества, которые ты считаешь полезными и желанными, оказались слабее тех, которые тебе кажутся вредными?
- Я часто думаю об этом и пока не уверен, что знаю совершенно точный ответ. Пока приходится колебаться между несколькими вариантами ответов.
- Какими вариантами?
- Первый вариант – человек выбит из колеи, не живет в том естественном состоянии, которое является основным, соответствующим его организму, включая и тело, и душу, и разум. Он живет как безумный и больной, и телом и душой. Если привести резкий и яркий образ, то его состояние похоже на состояние, которое может быть у морской рыбы, вынужденной жить в маленьком болоте, или в маленькой грязной луже. В результате несоответствия внешней среды главным природным потребностям человеческого существа, его развитие искажается и останавливается, не достигая до завершенности. Я это называю «незавершенный метаморфоз человека» или «неотения человека». Аналогично с другими случаями, которые встречаются в природе и касаются других видов живых существ.
- Каков следующий вариант объяснения причины вытеснения, о котором ты говорил?
- Каждый человек и человечество в целом страдают посттравматическим синдромом. Он является результатом каких-то катастрофических глобальных событий, произошедших много тысяч лет назад. Их сила и протяженность была такова, что избавление от последствий потребовало от людей тысячелетия жизни в мраке безумия, в постоянном внутреннем напряжении, страхе. Другими словами – люди обезумели под влиянием страшных катастроф и до сих пор не могут придти в себя. Хотя катастрофы остались в далеком прошлом.
- Есть еще варианты?
- Да, но я бы не хотел говорить о них.
- Если ты считаешь, что люди живут в состоянии, которое не соответствует их естеству и даже являются обезумевшими, сумасшедшими, то почему же веришь, что они могут удержать золотую середину в деле самопознания и вообще заниматься самопознанием?
- Я ведь хочу? И автор книги, которую мы обсуждаем – тоже! И Сократ, и Платон, и Пифагор, и многие другие, известные всем люди искренне хотели этого, добиваясь прекрасных результатов. Это требование встречается в христианской религии многократно. И в других религиях тоже. Значит человеку это свойственно.
- То есть, ты веришь, что безумный человек сохранил желание избавиться от безумия и способен добиться этого путем самопознания? В частности, соблюдая ту золотую середину, о которой идет речь?
- Да. Мы, люди, сможем этого добиться, если поддержим друг-друга в желании избавиться от безумия, поделимся опытом и создадим традиции, ускоряющие процесс и увеличивающие его результативность.
- Почему же ты веришь в это?
- Потому что природа человека изнутри стремится к воссозданию того наилучшего состояния бытия, которая соответствует ей.
- Хорошо, мы пока обсудили первую часть утверждения о золотой середине. А что скажешь о второй, говорящей о мелочном философствовании?
- Мне кажется, что его победить легче.
- И как можно его победить?
- Нужно делать главным критерием для оценки своих достижений в самопознании собственную жизнь, свои действия, свои отношения с людьми, свои цели, свой сегодняшний и вчерашний прожитый конкретный день.
- Например?
- Например, если человеку лень принести воду своему брату или сестре, мужу или жене, то не нужно философию придумать, утверждающую «каждый должен заботиться о себе сам, потому что это полезно, если я помогу своему брату, он станет ленивым и разучится приносить себе воду …». Нужно преодолеть лень, показывая пример ближнему и помогая ему наилучшим образом.
- Не совсем понимаю, почему считаешь это пример важным. Есть еще примеры мелочного философствования?
- Попробую вспомнить. Если жадность мешает поделиться с близким, или отказаться от работы, которая требует действий, недостойных честному человеку, если желаешь то, что противно твоей совести или если сделал то, что считаешь плохим поступком  и во многих других случаях – наберись смелости и посмотри на ситуацию прямо, пытаясь сделать выводы, которые принесут наибольшую непосредственную практическую пользу в деле самопознания и позволят следующий шаг делать более осознанным и точным. Не занимайся философствованием, чтобы отсутствие искренности, смелости, сообразительности, проницательности, терпения, скромности или щедрости прикрыть красивыми словесными формулировками…
- То есть, не пользуйся красноречием и философствованием, чтобы лучше обмануть себя?
- Можно и так сказать. : )
- А тебе удается придерживаться золотой середине в деле самопознания? : )
- Было бы глупо утверждать, будто удается всегда! Но, кажется, что иногда вполне удается и это уже приносит существенную пользу. Хотя очень жаль, что еще чаще золотая середина ускользает и приходится вернуться обратно, к нему, после долгих блужданий в тех или иных крайностях.
- Не считаешь, что наш разговор о золотой середине в самопознании является примером излишнего красноречия и философствования?
- Это зависит от того, каковы были наши собственные действия до нашей беседы и какими будут они после него.
- То есть?
- Если мы говорили о том, что не исходит из нашей собственной искренней практики самопознания – значит это действительно было лишним бессмысленным философствованием. И если мы после разговора будем удовлетворены именно разговором, а не результатами будущих новых попыток применения сказанного в деле – тоже получится, что занимались бессмысленным философствованием.
Все зависит от того, что предшествовало разговору, какие действия, образ жизни, и что последует за ним.
Афоризм данного мгновения!