Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании». Для тех, кто занимается практическим самопознанием.

Глава VII

О познании нашего природного греха.

 
(Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)  

1. Какой смысл вкладываете в понятие «грех»?
2. Что означает для Вас образ «наш природный грех»?
3. Необходимо ли исследовать себя, свое поведение, раскрывая грехи? Для чего это нужно, чтобы избежать Божественной кары, наказания, или чтобы избавиться от того, что мешает стать полноценным человеком?
4. Что сильнее влияет на Ваше отношение к греху – страх наказания, со стороны общества или Бога, или страх прожить всю жизнь в состоянии, недостойном человеку, терять те возможности, которые открываются людям, сумевшим избавить себя от греха?
5. Какие грехи человека можете перечислить?
6. Грех – это нечто, связанное со внешними проявлениями человека, или существуют также грехи, которые касаются только внутренней жизни? Какие?
7. Какой смысл вкладываете Вы в понятие «искушение»?
8. Какова разница между грехом и искушением?
9. Что является главным искушением для человека, который предается разврату и сладострастию?
10. Присущи ли Вам эти грехи? А Вашим знакомым? Почему некоторым из них присущи, а другим – нет?
11. Что является главным искушением тех, то мстителен и жесток?
12. Присущи ли Вам эти грехи? А Вашим знакомым? Почему некоторым из них присущи, а другим – нет?
13. Вам знакомы чувство гнева и злобы? Что способно вызвать у Вас гнев или злобу? Можете вспомнить конкретные случаи, рассмотреть варианты появления других чувств, вместо гнева и злобы?
14. Вы бываете иногда мстительным и жестоким? Можете вспомнить конкретные случаи, когда проявляли в мыслях и поступках мстительность и жестокость? В чем была причина? Можно было ли обойтись без них?
15. Вы самонадеянный человек?
16. Вы смелый человек?
17. Вы предприимчивый человек?
18. Является ли честолюбие главной причиной самонадеянности, смелости, предприимчивости? Во всех случаях или бывает по-разному?
19. Как Вы относитесь к самонадеянным людям?
20. Как Вы относитесь к предприимчивым людям?
21. Как Вы относитесь к смелым людям?
22. Считаете ли себя хитрым человеком?
23. Как относитесь к хитрым людям?
24. Являетесь ли Вы уклончивым человеком, любящим интриги, притворство?
25. Как относитесь к тем, кто уклончив, любит интриги, притворство?
26. Что побуждает их быть такими?
27. Хорошо или плохо наличие у кого-то природной хитрости? От чего зависит Ваша оценка?
28. Почему человеку присущи одновременно и стремлении к греху, грехопадение, и разум, и добродетели?
29. Существует ли разница между грешными помыслами и грешными деяниями?
30. Осознавая, что плохо и то и другое, стоит ли провести грань между ними, предполагая, что помысли могут оставаться таковым и могут быть побежденными когда-нибудь окончательно, а деяния будет значительно сложнее искупить, исправить.
31.  Что происходит чаще, совершение грешных поступков с ложными благими помыслами, или осознанное согрешение?
32. Что мешает человеку видеть свои настоящие помысли?
33. Вы думали над тем, какой у Вас склад ума?
34. Изучали особенности своего телосложения, его влияния на Вашу жизнь, на Ваш характер, мысли, чувства, поведение?
35. А в других людях приходилось заметить, как склад ума и телосложение влияет на них? Можете вспомнить конкретные примеры таких наблюдений?
36. Какие виды телосложения, склада ума усиливают расположенность к тем или иным грехам?
37. Какие грехи являются самыми сильными?
38. Какие грехи в Св. Писании называются «грехами тайными»?
39. Можете перечислить грехи «природного сложения»?
40.  Что думаете о следующем высказывании: «Как в тканях тела, так и в пороках духа есть один господствующий, который управляет нами. Он в теле греховном то же, что и сердце в нашем теле. Он первый оживает и последний умирает и, пока живет, сообщает всему телу греха жизнь и дух, а когда умирает, то с ним вместе умирает и тело греха. Это грех, к которому телосложение предрасполагает нас, обстоятельства соблазняют, а привычка делает его рабами. Это грех, перед которым унижаются не только наши высокие добродетели, но подчиняются ему и сами пороки. Это тот грех, который мы стараемся всячески оправдать, думая обмануть Бога и совесть, прикрывая его всевозможными рассуждениями. Но если бы мы были искренни перед Богом и совестью, то, прежде всего, воспротивились бы  ему и победили его»?
41. Человек грешен по своей природе или по причине недостаточных знаний о своей природе и о своем предназначении? Какой вариант лучше соответствует Вашим собственным наблюдениям, размышлениям, выводам?
42. Инстинкты, желания тела, потребности тела, вспыльчивость и разные другие особенности характера, а также личные качества, такие, как жадность или самодовольствие и многие другие – они существуют, потому что природа человека греховна или потому что разум человека не достаточно зрелый и полноценный, чтобы управлять природой человека, расставить все части человека на свои места и организовать наилучшее, наиболее эффективное и полезное взаимодействие между ними?
43. Рассматривая разнообразные грехи, можете сказать, существует ли у человека возможность превращения этих грехов, точнее, тех источников, из которых грехи черпают свои силы, в источники полезной силы и энергии, для творения добра и красоты?
44. Или это невозможно и суть этих источников греховна изначально?
45. Что считаете настоящей победой над грехом: его усмирение и уничтожение или его усмирение и использование энергии его источника для творения добра и красоты?
46. Возможна ли безгрешная любовь между мужчиной и женщиной? Разум доброго и сильного человека способен управлять порывами похоти так, чтобы они избавились от всего некрасивого и порочного и существовали только как дополнительное украшение настоящей и искренней любви?
47. Способен ли человек, не знающий себя, отличить влечение, похоть от любви?
48. Телесная близость между мужчиной и женщиной может быть красивым и безупречным дополнением их чувства любви или она в любых своих формах воплощения является грехом?
49. Что значит «возрожденный человек» в этой фразе: «Словом, это грех невозрожденного человека, в котором он царствует и действует и (о, если бы я мог этого не повторять!) часто смущает и волнует даже и возрожденных».
50. К каким грехам плоти считаете себя более склонным из перечисленных: невоздержанию, нечистоте, лености, потворству себе и неумеренности в удовлетворении скотских потребностей?
51. К каким грехам духа считаете себя более склонным: «гордости, зависти, гневу, злобе, мщению»?
52. Какие пороки имеют наибольшую власть над Вами?
53. Как можете объяснить смысл слов ап. Павла: «Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что судя другого, делаешь то же» (к Рим. II. 2)?
54. Вы любите осуждать других? А себя самого? Почему да или почему нет?
55. Ловили себя в том, что осуждаете других в грехах, которые не чужды и Вам самим?
56. Вы достаточно смелый человек, чтобы не бояться искренности в поисках собственных грехов и достаточно умный, чтобы найти их причины, способы их обуздания, не впадая в панику и не дрожа перед силой этих грехов?
57. Считаете ли Вы, что Природа, которая дала человеку грехи, дала также разум, чтобы первые были контролируемы и управляемыми вторым?
57. Что легче – прятать от себя свои грехи и тайно страдать от них или видеть их, наблюдать за ними, бороться с ними и побеждать?
58. Какое отношения общества к грехам человеческим считаете более правильным, осмысленным:
- наведение страха с помощью угроз и наказаний,
- объяснение причин возможных человеческих грехов и способов борьбы с ними, оказание помощи и поддержки в этом.
59. Существует ли принципиальная разница между этими двумя подходами?
60. Помогает ли страх удержать человека от греха?
61. Не внушает ли страх веру в греховность и непобедимую силу греха?
62. Не мешает ли страх быть искренним с собой, раскрыть все свои тайны, чтобы разобраться с ними, поступая разумно и осмысленно?
63. Вы сами боитесь быть искренним с собой? Способны без страха исследовать все свои добрые и греховные помысли, поступки, чтобы лучше видеть их настоящее лицо и лучше бороться против одних, поддерживая других?
64. Вы достаточно искренни с самим собой и смелы, чтобы обнаружить, признать и потом обезоружить того из своих грехов, который имеет наибольшую власть над Вами и потому скрывается от Вашего взгляда лучше всех остальных?
65. Вам известно, каким образом человек может развивать в себе искренность с самими собой?

Афоризм данного мгновения!

Если хотите получить аудиокниги:
1. "Пифагорейские Золотые Стихи с комментариями Гиерокла."
Читает Артем Карапетян

2."Трактат о самопознании". Джон Мейсон
Читает Олег Мартьянов.

Напишите письмо на адрес:
admin
@
free-or-wise.ru