Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании».
Для тех, кто занимается практическим самопознанием.
Глава V
Терпимость – следствие самопознания.
Еще один плод самопознания – терпимость или умеренность в суждениях.
***
Терпимость – великая христианская добродетель, которая сильно отличается от того дурного расположения духа, которое часто скрывается под ее маской и которое нельзя назвать ни холодным, ни горячим, потому что оно суть равнодушие к истине.
***
Терпимость, при ощущении всей важности и достоинства Божественных учений, старается мирно и с осторожностью защищать их, о чем равнодушие вовсе не заботится.
***
Иными словами, терпимость происходит от истинного познания, а бесчувственное равнодушие – от великого невежества; к тому же, первое есть верный признак искренности, а последнее – несомненный признак лицемерия.
***
Смешивать терпимость с равнодушием, эти противоположности, может только одно грубое невежество, невнимательность или распаленная и безрассудная ревность
***
Поспешность и готовность спорить о чем бы то ни было и с кем бы то ни было есть признак самодовольства, несомненно, показывающий незнание самого себя.
***
Истинная терпимость, которая к важным вопросам и предметам производит благоразумную ревность, а к маловажным – равнодушие, может происходить только от истинного познания вещей, основанного на познании самого себя.
***
(Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)
1. Какова важность терпения в Вашей жизни?
2. Считаете ли себя терпеливым человеком?
3. Какова разница между терпением и терпимостью?
4. Может ли существовать терпимость без наличия смирения и любви к ближнему?
5. Какова важность терпимости на Ваш взгляд?
6. Считаете, что у Вас достаточно терпимости? Можете вспомнить примеры, доказывающие ее наличие у Вас и наоборот, такие примеры, которые доказывают, что не всегда она одерживает верх над другими Вашими качествами?
7. Какова разница между терпимостью и равнодушием, безразличием?
8. Считаете ли Вы себя человеком, не равнодушным к истине?
9. Могут ли сочетаться терпимость и благоразумная ревностность в деле постижения истины?
10. Может ли равнодушный к происходящему вокруг добиться успеха в постижении истины?
11. Может ли терпимость мешать защите истины, важности и достоинств Божественных учений?
12. Можно ли добиться успеха в защите истины действуя спокойно, смиренно и осторожно?
13. Вы пробовали именно так защитить свое мнение, точку зрения, свои убеждения, в дискуссиях и спорах? Как часто удается и как часто – не удается? Можете вспомнить конкретные примеры того и другого?
14. Может ли равнодушный, безразличный заботиться о защите чего-нибудь?
15. Можно ли считать равнодушие или безразличие признаками упадка живой веры?
16. Приводит ли истинное познание к появлению терпимости?
17. Считаете ли себя человеком, занимающимся истинным познанием? Почему да или нет?
18. Можно ли считать равнодушие следствием невежества?
19. Является ли терпимость признаком искренности? Какой именно искренности – перед самим собой или перед другими людьми?
20. Может ли человек быть искренним с другими но не искренним с самим собой? Почему да или нет?
21. Вам удается быть искренним с самим собой?
22. Можете вспомнить случаи из своей жизни, которые выявили присутствующее у Вас невежество?
23. Можно ли считать равнодушие признаком лицемерия? Почему да или нет?
24. Вы часто проявляете себя как лицемер? Можете вспомнить случаи, когда вольно или невольно проявили себя как лицемер?
25. Помогает ли самопознание отделить терпимость и равнодушие, отличить их? Вам всегда это удается?
26. Вы знаете, как нужно держаться середины во всем, особенно между терпимостью и равнодушием?
27. Часто теряете самообладание в спорах? Можете вспомнить последние 5 случаев и подумать о причинах, исследуя их?
28. Считаете ли, что нет ничего хуже, чем потерять самообладание? Почему да или нет?
29. Как оцениваете свое самообладание? Имеются ли у Вас свои слабые точки, при воздействии на которых Вам не удается удержать равновесие, и Вы теряете самообладание?
30. Вы пробовали защитить истину с неумеренной горячностью и страстью? Когда и в каких обстоятельствах? Насколько удачно?
31. Помогает ли страсть в деле защиты истины? Почему да или нет? А что показывает Ваш собственный опыт?
32. Помогает ли гнев защитить истину, действовать правильно? Какие примеры из своей жизни можете вспомнить, на основании которых делаете свой вывод?
33. Вы любитель споров?
34. Может ли человек, знающий себя, принимать участие в пустых и бесплодных спорах?
35. Каковы признаки пустого спора на Ваш взгляд?
36. Чем отличается пустой и бесплодный спор от полезного спора или обсуждения, диалога?
37. Каковы признаки беседы, обсуждения, говорящие о том, что в нем участвуют люди, знающие себя?
38. Насколько часто теряете спокойствие души?
39. По каким причинам и в каких обстоятельствах Вам не удается сохранить спокойствие души?
40. Вам приходилось спорить со злыми людьми, с людьми, имеющими ложные намерения?
41. Что важнее в споре – поиск истины усилиями всех участников, или попытка каждого одержать верх над другими?
42. Что Вы лучше умеете – участвовать в поиске истины в споре или бороться за «победу» над остальными?
43. Разнообразные курсы и тренинги, которые учат «одержать победу в споре» приносят пользу человеку или развивают в нем невежественную самоуверенность, лицемерие и склонность к обману, в том числе – к самообману?
44. Что Важнее в споре достойных людей – самоуверенность или способность слушать собеседника и помочь ему развивать свою мысль?
45. Вы умеете поддержать своих собеседников не только в диалоге, но и в споре, помогая им развивать свои мысли?
46. Согласны ли с утверждением, что человек благоразумный и кроткий, знающий человеческое сердце и самого себя, скорее уступит своему сопернику удовольствие быть мнимым победителем, нежели решится пускаться в бой в бессмысленном и бесплодном споре?
47. Вам приходилось уступать сопернику, чтобы не опускаться до его уровня агрессивности или лицемерия?
48. Является ли поспешность и готовность спорить о чем бы то ни было и с кем бы то ни было, признаком самодовольства, несомненно, показывающим незнание самого себя.
49. Каковы признаки истинной терпимости?
50. Проявляет ли истинная терпимость благоразумную ревность к важным вопросам, а к маловажным – равнодушие?
51. Может ли происходить истинная терпимость от другого источника, кроме как от истинного познания вещей, основанного на познании самого себя?
|