Свобода – вершина пути человека или первый шаг к мудрости?

Разумность Вселенной

Предназначение Человечества

Незавершенный метаморфоз человека

Посттравматический синдром человечества

«Свобода» как неформальный «бог» человечества.

Размышления о настоящей свободе.

Ложь о «свободе человека» и внушение веры в порочность человека

Мировоззренческие автопортеты

Самопознание, книга Джона Мейсона

Вопросы для тех, кто занимается практическим самопознанием

Диалоги для практического самопознания

Пифагорейские Золотые Стихи

Открытые вопросы, над которыми размышляют наши современники

Самопознание и будущее человечества. Диалог.

Человек Будущего

Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании».
Для тех, кто занимается практическим самопознанием.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Глава VII


В некоторых непредсказуемых ситуациях надо особенно внимательно наблюдать за собой.


***
Человек, желающий узнать себя, должен тщательно наблюдать за состоянием и движениями своей души, особенно когда возникают непредсказуемые ситуации. В этих случаях нередко мы можем гораздо лучше увидеть тайные свойства и преобладающие состояния своей души, нежели важные события, к которым мы готовимся заранее.
***
Глупого сразу же распознаешь по его гневу.
***
Если гнев вспыхивает в тебе тотчас, то это знак того, что в глубине твоего сердца скрывается тайная гордыня, и она, как порох, мгновенно вспыхивает, как только на нее падет искра оскорбления.
***
Только через гордость ссора заводится, а у доступных для совета – премудрость.
***
Философ Афинодор по старости лет просил удалить его от двора Августа, на что император согласился. Прощаясь, Афинодор сказал: «Кесарь, когда вы в гневе, не говорите и не делайте ничего, пока не повторите про себя все двадцать четыре буквы алфавита». Кесарь, взяв его за руку, произнес: «Я хочу, чтобы ты остался при мне», - и после этого еще год продержал философа при себе.
***
«Человек несправедливо поступает относительно меня, - что ж мне до этого? Это его дело и его воля, пусть он и смотрит за ними, эта ошибка и несправедливость его, а не моя. Что же касается меня, то я остаюсь в том положении, в какое поставило меня Провидение, и делаю свое дело, как мне прилично». Марк Антоний.
***
Когда рука Провидения неожиданно посылает нам тяжкую скорбь или огорчение, то как мы это воспринимаем? Такие случаи очень помогают самопознанию, если мы умеем ими пользоваться.
***
Огорчения часто посылаются с тем намерением, чтобы мы узнали себя, и потому мы должны с особым вниманием ими пользоваться.
***
Внимательный человек увидит великую мудрость и благость небесного Отца в том, что Он не только соразмеряет  наказание с силами своих детей, но и сам способ исправления применяет к их состоянию так, что одним посылает один вид скорби, другим - другой, в зависимости от того, какая для них будет полезней, так что даже простое огорчение сможет принести больше пользы, чем что-либо более тяжелое.
***
Мудрый получает больше пользы от врагов, чем от друзей, и в большей степени от огорчений, чем от удовольствий, так что враги становятся для него лучшими друзьями, а огорчения - величайшими благодеяниями.
***
Нечаянная обида, причиненная человеком или сильная скорбь, посланная Богом, могут открыть в глубине его сердца то, чего он в себе и не подозревал.
***
Благорастворенное время раскрывает и питает в нас семена суетности, самодовольства и надменного пренебрежения к другим. И если в сердце нашем есть горький корень, то при солнечном свете благополучия, он очень быстро идет в рост, и это происходит даже после морозов несчастий, когда мы думали, что он погиб.
***
Счастье для нас - такое же испытание, что и несчастье, только оно сопряжено с большими искушениями.
***
Дурным можно назвать такое общество, в котором мы не имеем никакой возможности приобрести что-нибудь доброе, но скорее пребываем в невидимой опасности, поскольку можем совершить или получить что-нибудь вредоносное; здесь я подразумеваю, например, оскорбление других неуместной ревностью или вину перед самим собой в преступной угодливости.
***


 (Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)


1.   Можете вспомнить несколько эпизодов из своей жизни, когда реакция, которую Вы продемонстрировали в неожиданной ситуации, удивила Вас или в отрицательном смысле или в положительном?
2. Какие личные качества, черты характера, проявлялись в этих ситуациях?
3. Вы согласны с тем, что реакция человека в непредсказуемых ситуация отражает истинное состояние, в котором человек пребывает, раскрывает его скрытые черты, склонности, особенности?
4. Можете вспомнить, в каком состоянии бываете, когда кто-нибудь наносит Вам неожиданные оскорбления или причиняет обиду? Какие конкретные примеры вспомнили, как отличается Ваше поведение в этих ситуациях, какую информацию о самом себе можно получить в результате их анализа?
5. О чем говорит всплеск негодования при встрече с оскорблением или обидой? О глупости человека, о вспыльчивости его характера, или о самообладании?
6. Допускаете, что в глубине Вашего сердца скрывается тайная гордыня?
7. Можете вспомнить ситуации, в которых она проявляла себя открыто?
8. Каковы причины существования гордыни?
9. Можете рассказать подробно, что представляет собой гордыня, как она возникает внутри человека, когда возникает, как влияет на человека и на человеческие отношения?
10. Какое влияние на силу гордыни оказывает воспитание? Какие особенности воспитательного процесса, вместе с другими особенностями окружающей среды, создают в человеке гордыню, укрепляют и помогают расти?
11. Какое влияние на гордыню оказывает характер человека? Какие черты характера увеличивают вероятность появления и развития гордыни?
12. Какие особенности мировоззрения общества, в котором Вы живете, порождают и развивают гордыню в людях?
13. Общество сегодня поощряет или порицает гордыню? Какова разница между тем, что говорится о гордыне на словах в обществе и тем как на деле люди относятся к собственной гордыне, к другим людям, служащим своей гордыне?
14. Какова разница между понятиями «гордость» и «гордыня»?
15. Имеются ли у Вас свои собственные инструменты, направленные на усмирение гордыни, на борьбу с ним в долгосрочном или срочном порядке, когда возникает неожиданная ситуация, которой она может выйти из под контроля?
16. Что думаете о рекомендации философа Афинодора: «когда вы в гневе, не говорите и не делайте ничего, пока не повторите про себя все двадцать четыре буквы алфавита»? Пробовали создать какое-нибудь аналогичное правило для себя?
17. Поможет ли в качестве инструмента следующая формула: «В состоянии гнева гордыня, тщеславие легко могут стать моими хозяевами, принуждая меня совершить скверные поступки с опасными последствиями. Потому необходимо сначала усмирить гнев и избавить себя от власти гордыни, только потом говорить или действовать.»
18. Можете придумать свою формулу или свой порядок действий в состоянии гнева, направленный на то, чтобы перехитрить собственную гордыню и поставить ее на место?
19. Правильно ли говорить «моя гордыня» или лучше сказать «гордыня, которая существует во мне», «гордыня, которая присутствует у меня внутри»? Кто кому принадлежит, гордыня человеку или человек гордыне?
20. Вы знаете кого-нибудь, кто хотел бы иметь гордыню или кто осознанно решил создать у себя гордыню, развить ее, усилить?
21. Помогут ли размышления о причинах существования гордыни достижению полноценной победы над ней? Помогли они Вам?
22. Существует ли какое-то условие, наличие которого может стать причиной полноценной победы над гордыней?
23. Связаны ли между собой способность понять и простить другого человека, его ошибки или сотворенные его злодеяния, и способность приручить, победить свою гордыню?
24. Человек, который следует принципу «не суди», предпочитая помнить о том, что никто не совершает что-либо плохое осознанно, а только по своему незнанию, по своей неспособности поступить иначе, может ли переполниться гневом по отношению к другому человеку?
25. Насколько привычка поиска причин поступков других людей вместо их осуждения, способно помочь в уничтожение опоры для существования гнева и гордыни?
26. Что думаете о высказывании Марка Антония: «Человек несправедливо поступает относительно меня, - что ж мне до этого? Это его дело и его воля, пусть он и смотрит за ними, эта ошибка и несправедливость его, а не моя. Что же касается меня, то я остаюсь в том положении, в какое поставило меня Провидение, и делаю свое дело, как мне прилично».
27. Бывало, что вместо того, чтобы обратить внимание на смысл, причины и цели своих поступков, переживаний, Вы пытались удовлетворить свой гнев и получать удовольствие от критики других людей?
28. Сможете в практической жизни относиться к происходящему так, как предлагает Марк Антоний? Пробовали?
29. Чем отличается такое отношение философа к действиям других людей от христианского принципа прощения?
30. Вы умеете прощать другим их подлость, лживость, злонамеренность, корысть и другие скверные свойства с их проявлениями?
31. Нужно ли прощать? Почему и как? Какие рассуждения говорят о необходимости и возможности полноценного и окончательного прощения любых греховных или не правильных поступков других людей?
32. В этом деле тоже помогает принцип «Никто не совершает зло осознанно и намеренно, а только по незнанию?» Достаточно ли понимания сути этого принципа для обретения способности к полноценному прощению?
33. Что важнее, количество отрицательных замыслов и намерений в поступке другого человека или то, как Вы лично восприняли эти намерения, какими чувствами и желаниями наполнялись по мере обнаружения там чего-то плохого?
34. Вы заметили, что в процессе переживания тяжкой скорби, огорчения, люди открывают скрытое внутри, демонстрируя свои истинные качества, склонности? Иногда не самые лучшие, а порой – наихудшие?
35. Можете вспомнить свои мысли, переживания, поступки в процессе переживания каких-то печальных событий, принесших Вам огорчение, глубокую печаль и скорбь?
36. Обнаруживалось ли в Вашем поведении наличие накопленного со временем недовольства, нетерпения, обиды, злобы или чего-то другого аналогичного? Когда такое происходило в последний раз? В каких обстоятельствах? Что из внутреннего «богатства» проявилось неожиданно для Вас?
37. Вы согласны, что огорчения часто посылаются с тем намерением, чтобы мы узнали себя, и потому мы должны с особым вниманием ими пользоваться?
38. Замечали когда-нибудь наличие особого намерения свыше в том, что с Вами происходит?
39. Считаете это отражением действительности или допускаете, что такое восприятие «намерений свыше» может быть обусловленным Вашими фантазиями? Насколько важен ответ на этот вопрос? Меняет ли он необходимость особенно внимательного поведения в периоды переживания огорчения и скорби?
40. Вам приходилось в разнообразных событиях, явлениях, закономерностях заметить великую мудрость и благость небесного Отца? Можете вспомнить примеры?
41. Соразмеряет ли Небесный отец наказание с силами своих детей? Вы заметили такое в каких-нибудь конкретных ситуациях из своей собственной жизни или жизни своих родных, знакомых?
42. Можно ли считать, что скорбь посылается человеку для его же пользы, чтобы он изменился, раскрыл в себе способность более глубокого понимания себя, жизни, других людей и окружающего мира?
43. Приводит ли существование печальных событий, встреча с ними, к необходимости вспомнить о смысле жизни, о том, что она длится не вечно в этом теле и что многое еще не осмыслено, и многие важные дела не сделаны? В этом ли заключается часть той пользы, которую приносят человеку скорбь и печаль?
44. В таком случае можно ли предположить, что тот, кто способен добровольно и искренне посвятить достаточно времени и внимания самопознанию, исследованию себя и окружающего мира, может пережить меньше печальных событий не только потому, что с каждым днем становится мудрее, а также потому, что необходимость в скорби и печали снижается в результате его образа жизни?
45. Другими словами, для важных подсказок такому человеку, достаточно и маленького огорчения, потому что он готов его воспринять внимательно и делать важные выводы? В то время, как другому человеку, уделяющему недостаточно внимания самопознанию, осознанию и осмыслению своих поступков, необходимы тяжкие переживания для изменения своего внутреннего состояния, качества и направления своего мышления?
46. Считаете ли справедливым утверждение, что «мудрый получает больше пользы от врагов, чем от друзей, и в большей степени от огорчений, чем от удовольствий, так что враги становятся для него лучшими друзьями, а огорчения - величайшими благодеяниями»? Почему?
47. Какие можете вспомнить случаи из своей собственной жизни, подтверждающие сказанное?
48. Бывали случаи, когда Ваши враги помогали Вам осознать нечто важное в себе, обнаружить какие-то недостатки, о которых не догадывались ранее?
49. Что лучше помогает Вам в деле самопознания, постижения сути и смысла бытия – удовольствия или огорчения?
50. Когда легче раскрывать свои качества, в трудные времена или в уютные и спокойные?
51. Вы пробовали в трудное время, когда переживаете какую-то печаль, болезнь, сложные обстоятельства, продолжать исследование себя, наблюдение за своими качествами, проявлениями, мыслями, чувствами?
52. Согласны с тем, что «нечаянная обида, причиненная человеком или сильная скорбь, посланная Богом, могут открыть в глубине его сердца то, чего он в себе и не подозревал.»
53. Можете вспомнить такие случаи из своей жизни?
54. Насколько полезно исследование себя в моменты, когда находитесь в спокойном расположении, довольны, веселы? Способны даже в такое время не забыть о наблюдении за собой?
55. Замечали, что «Это благорастворенное время раскрывает и питает в нас семена суетности, самодовольства и надменного пренебрежения к другим. И если в сердце нашем есть горький корень, то при солнечном свете благополучия, он очень быстро идет в рост, и это происходит даже после морозов несчастий, когда мы думали, что он погиб.»?
56. Можете вспомнить 10 случаев, когда Вы были в наиболее приятном расположении духа и проверить мысленно, как вели себя и какие свои скрытые качества, склонности проявляли?
57. Помните какие-то случаи из жизни, когда в состоянии счастья подвергались большим искушениям? Всегда ли удавалось не подчиняться им?
58. Наблюдение за собой в минуты счастья улучшает самочувствие и приносит больше радости, или наоборот, портит праздник души?
59. Бывает, что Вы оказываетесь в дурном обществе?
60. Вы согласны со следующим определением дурного общества: «Дурным можно назвать такое общество, в котором мы не имеем никакой возможности приобрести что-нибудь доброе, но скорее пребываем в невидимой опасности, поскольку можем совершить или получить что-нибудь вредоносное; здесь я подразумеваю, например, оскорбление других неуместной ревностью или вину перед самим собой в преступной угодливости.»
61. Помните случаи, когда оскорбляли других неуместной ревностью?
62. Помните случаи, когда проявляли преступную угодливость?
63. Когда в последний раз увлекались потоком тщеславия и порока?
64. Помните случаи, когда блестящая острота ума и живое воображение заставили Вас извинять выражение кощунства?
65. Что именно считаете выражением кощунства?
66. Слушая разные остроты, попадаете иногда в состояние, в котором кажется, что главное веселое настроение и не важно, о чем речь, лишь бы было смешно?
67. В минуты такого веселья способны сохранить самообладание и наблюдать за собой?
68. Бывало когда-нибудь, что пристальное наблюдение за собой, своими свойствами, характером, состоянием и поведением в состоянии веселья, открывало перед Вами важные сведения для успешного самопознания? Когда такое происходило в последний раз?



Афоризм данного мгновения!

Если хотите получить аудиокниги:
1. "Пифагорейские Золотые Стихи с комментариями Гиерокла."
Читает Артем Карапетян

2."Трактат о самопознании". Джон Мейсон
Читает Олег Мартьянов.

Напишите письмо на адрес:
admin
@
free-or-wise.ru