Вопросы к книге Джона Мейсона «Трактат о самопознании».
Для тех, кто занимается практическим самопознанием.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Глава IX
Успех в самопознании преимущественно зависит от его регулярной практики.
***
Приводите ваше самопознание в исполнение. Надлежащее применение вашего познания к делу есть наилучший способ достижения в нем успеха.
***
Великая цель самопознания заключается в самоуправлении, без которого оно осталось бы лишь бесполезным умозрением.
***
Поскольку всякая наука ценится по цели, которую она перед собой ставит, то самопознание уже потому имеет большое превосходство перед другими науками, что практическое применение его так обширно, что может проявляться буквально во всем.
***
Управляй своими страстями, располагай благоразумно действиями, и там, где споткнулся, остерегись этого впредь.
***
Ничего не делай по упрямству и своеволию, но все с повиновением порядку.
***
Все свои недостатки имей перед глазами и суди себя столь же строго, как судишь других, и чтобы суд твой был беспристрастен.
***
Чему будут служить нам точные и старательные исследования себя, если мы останемся равнодушными и беспечными?
***
Самоиспытание должно иметь целью исправление и улучшение себя. Мы обратим его во вред себе, если не сознаем, какая лежит на нас обязанность. Мы ежедневно должны проверять наше поведение для его исправления, следовательно, эта ежедневная проверка требует и ежедневного наблюдения за собой.
***
Для того чтобы лучше почувствовать себя, свои наиболее скрытые слабости и недостатки и быть к ним внимательнее, неплохо было бы по вечерам записывать, как они в продолжении дня проявлялись в наших делах.
***
О, как трудно узнать себя! В этой науке бывает то же, что и в других - чем больше в ней успеваешь, тем больше чувствуешь недостаток своих знаний.
***
Трудность в самоуправлении и самообладании происходит от трудности совершенного самопознания, которое для этого необходимо.
***
Самоуправление, рассматриваемое как добродетель, просто невозможно там, где преобладает незнание себя.
***
Может быть, многие думают, что это парадокс, и при этом воображают, что хорошо знают все свои слабости и главные страсти, но находят, что исправить их очень трудно. Но пусть они хорошенько это исследуют и тогда, конечно, обнаружат, что вся трудность происходит или от недостатка в самопознании или от уверенности в том, что, как им кажется, они это уже прекрасно знают.
***
Наблюдение и осторожность - вот существенная часть самопознания, и великое искусство избегать явной опасности в состоянии бессилия являются лучшим средством для избегания греха.
***
Исправлять свои недостатки и совершенствовать то доброе, что есть в нас - вот чего мы должны желать от всего сердца и что должно быть целью всех наших исследований самих себя. Если мы не признаем этого за наш долг, то тщетны все наши труды о самопознании, и мы в таком случае не можем сказать, что сердечно желаем исправления. Больше силы там, где больше воли, а воля сильнее там, где сильнее желание, а там, где сильнее желание, там больше и успех. Постоянство в исполнении желания будет свидетельствовать о его искренности, а успех будет несомненным доказательством этого постоянства.
***
(Чтобы получить пользу от перечисленных ниже вопросов, рекомендуем самостоятельно ответить на них, записывая ответы и размышляя над вопросами снова и снова, без какой-либо спешки. Так каждый человек может получить настоящую практическую пользу от книги Джона Мейсона, узнать о самом себе очень много разных подробностей и почувствовать вкус практического самопознания, который несравненно важнее теоретического.)
1. От чего зависит успех в самопознании? Что говорит об этом Ваш собственный практический опыт?
2. Как Вы оцениваете, достаточно ли усердно, настойчиво, последовательно занимаетесь самопознанием?
3. Как Вы считаете, Вам действительно искренне хочется познать себя, добиться успеха в самопознании?
4. Можете составить список из 10 самых искренних, сильных желаний и оценить их важность, а также честно проверить, находится ли желание познать себя среди них? На каком месте?
5. Можете вспомнить, какие именно достижения в самопознании Вам удалось применить в своей сегодняшней и вчерашней жизни? Что Вы сделали, так или иначе, опираясь на свои познания в этой сфере?
6. А как повлияло на Вашу жизнь в течение последнего месяца, года, нескольких лет желание познать себя, исследовать и раскрыть тайны своей души, сердца? Какие планы, цели, отношения, усилия, события, действия отражают в себе то, что Вы занимаетесь самопознанием?
7. Какова главная цель самопознания? Как формулируете Вы ее, опираясь на свой опыт, на свои внутренние стремления и ожидания?
8. Насколько важно для Вас умение управлять собой?
9. Самоуправление является ли одной из целей самопознания? Какова важность этой цели?
10. Можете назвать какую-нибудь важную сферу деятельности человека, в которой знание самого себя, умение управлять собой, не было бы особенно желательным для достижения успеха?
11. Соответствует ли количество усилий, которые Вы тратите на самопознание, важности этого занятия? Или теоретически Вы знаете, что самопознание важно, но практически оно занимает в течение дня несравненно меньше Вашего внимания, чем тысячи других дел?
12. Если посмотрите назад и оцените прошлые 5 лет жизни, насколько изменилось количество времени, усилий, направленных на самопознание?
13. Вам удается сегодня лучше управлять своими страстями, чем некоторое время назад? Можете вспомнить примеры, доказывающие это или доказывающие обратное?
14. Вы своевольный человек? Вам нравится придерживаться собственной точки зрения без необходимости в этом, только из-за своеволия?
15. Какие примеры своеволия в своем поведении можете вспомнить за последнюю неделю, месяц, год?
16. В чем причина своеволия и каков наилучший путь избавления от него, если исходить из Вашего личного опыта?
17. Отличается ли своеволие от упрямства? Чем они похожи и чем – отличны?
18. Часто ли удается Вам судить себя так же строго, как судите других? Можете вспомнить недавние примеры, когда это удавалось и когда – наоборот, не удалось?
19. Вам нравится искать и находить недостатки в других людях? А в себе?
20. Какие собственные недостатки сможете перечислить сходу, без долгих размышлений? О чем говорит полученный список? О том, что Вы достаточно хорошо знаете свои недостатки и часто прилагаете усилия для их устранения или о том, что Вы мало знакомы со своими недостатками?
21. Как считаете, Вы беспечный человек и равнодушны к своим недостаткам или Ваша жизнь на деле доказывает обратное? Можете обосновать свое мнение?
22. Вам удается в своих поступках соответствовать своим размышлениям, убеждениям? Как часто да, и как часто – нет? Можете привести примеры, подтверждающие соответствие и также подтверждающие несоответствие Ваших поступков и действий с убеждениями?
23. А если поразмыслить о своих знакомых, можете оценить, насколько их поступки, действия, соответствуют их убеждениям? Можете поразмыслить подробно о 3-4 конкретных личностях, пытаясь не только найти соответствия и несоответствие убеждений и поступков у них, но также стараясь вспомнить нечто похожее у себя?
24. Что Вы пытались исправить и улучшить в себе сегодня, вчера? А в течение последней недели, месяца, года? Можете вспомнить и перечислить письменно?
25. Считаете ли Вы, что обязаны исправить и улучшить себя? Почему?
26. Нужно ли ежедневно найти время для подробной проверки своего поведения, обобщения результатов наблюдения за собой в течение дня?
27. Удалось ли в течение последней недели найти время для этого каждый день? Если да, то достаточно ли времени нашлось, а если не нашлось вообще или нашлось недостаточно, то почему?
28. Что Вы ответите своему близкому, если он спросит – почему христианин должен заниматься самопознанием?
29. А что Вы скажете, если он спросит, почему так много людей считают себя христианами, но не занимаются самопознанием?
30. Вы согласны с тем, что «Для того чтобы лучше почувствовать себя, свои наиболее скрытые слабости и недостатки и быть к ним внимательнее, неплохо было бы по вечерам записывать, как они в продолжении дня проявлялись в наших делах»?
31. Записываете ли Вы каждый день, как проявлялись Ваши скрытые слабости и недостатки? Если да, то когда начали этим заниматься на регулярной основе? Если нет – почему?
32. Какие темные пятна в своем характере Вам удавалось обнаружить в течение последней недели, месяца, года?
33. Когда Вы раскрыли в последний раз нечто о себе, что скрывалось до этого благодаря самообману, коварству и двуликости? Каковы были Ваши самые яркие открытия в этой сфере в течение всей своей жизни?
34. Вы проявляли сегодня зависть в своих мыслях или поступках? А самодовольствие, тщеславие, жадность или скупость?
35. Давайте пройдемся снова по списку возможных недостатков: равнодушие к своим недостаткам, снисходительность к себе, гордыня, нетерпение, излишняя раздражительность, которая проявляется в спорах и оскорблениях, ханжество, упрямство, желание обвинять других и так далее. Что Вы сможете добавить к этому списку еще?
Что из перечисленного присутствует у Вас и почему?
35. Какой из Ваших недостатков является для Вас наиболее огорчающим, неприятным и удручающим?
36. В процессе самопознания растет ощущение, что Вы уже почти все знаете о себе или наоборот, чем лучше стараетесь, тем больше ощущаете недостаток своих знаний?
37. Можете составить такой же подробный список лучших человеческих качеств, достоинств и оценить, какой из них в какой мере присутствует в Вас?
38. Какой вариант изменения себя Вы используете чаще – борьба против своих недостатков или развитие своих достоинств, лучших качеств?
39. Является ли развитие проницательности, сообразительности эффективным способом борьбы против глупости?
40. Является ли развитие сострадания полезным в борьбе против лени, нетерпения, жадности?
41. Можете рассмотреть все известные Вам человеческие достоинства и найти для каждого противоположности из известных Вам недостатков, отрицательных качеств человека? Как часто развитие положительного может стать эффективным способом борьбы против отрицательного?
42. Как Вы считаете, возможно ли полное, совершенное самопознание, исследование и раскрытие себя полностью, окончательно?
43. Верите ли Вы, что способны добиться совершенного самопознания?
44. Размышляли ли Вы о том, предполагает ли природа человека достижение человеком такой цели, как совершенное самопознания? Можете привести аргументы в пользу своего вывода или против?
45. Присутствуют ли в природе человека предпосылки для достижения способности полноценного самоуправления и самообладания?
46. Возможно ли полноценное управление собой и самообладание без совершенного самопознания?
47. Каковы признаки совершенного самопознания?
48. Считаете ли важными добродетелями способность управлять собой, владеть собой?
49. Как Вы считаете, что труднее, жить со своими слабостями и подчиняться неуправляемым страстям, или добиться с помощью самопознания тех знаний о себе, которые позволят избавиться от слабостей и управлять своими страстями? Если короче, что легче, жить без ежедневного самопознания или с ним?
50. Мнение о неуправляемости некоторых страстей, о сложности, иногда даже о невозможности избавиться от своих слабостей, является отражением истины или отражением недостатка в знании самого себя?
51. Можете сходу перечислить те искушения, перед которыми Вы пока не способны устоять, которые в некоторых обстоятельствах могут быть сильнее Вашего разума, сознания?
52. Можете объяснить, почему они сильнее Вашего разума и почему Ваша воля, самоконтроль слабее, чем нужно для победы над этими искушениями?
53. Можете перечислить те искушения, с которыми Вы со временем смогли полностью справиться, избавляя себя от их власти окончательно и навсегда?
54. Как и когда это удалось Вам в случае каждого из перечисленных побежденных искушений?
55. Вы владеете искусством избегать явной опасности в состоянии бессилия для предотвращения совершения греха? Можете вспомнить случаи применения этого искусства в собственной жизни?
56. В чем главная цель Вашего самопознания, исследования себя?
57. Что думаете об утверждении: «Больше силы там, где больше воли, а воля сильнее там, где сильнее желание, а там, где сильнее желание, там больше и успех. Постоянство в исполнении желания будет свидетельствовать о его искренности, а успех будет несомненным доказательством этого постоянства»?
58. Считаете себя разумным существом или скорее потенциально разумным, предполагая, что обретение разума является целью, а не данностью изначально? Какое из этих предположений помогает более эффективно заниматься самопознанием?
59. Является ли человек существом свободным? Что это значит? От чего он свободен и для чего?
60. Что важнее для Вас, считать себя свободным или считать себя обладателем достоверными знаниями о себе и о мире, достаточными для того, чтобы управлять собой в совершенстве и полностью соответствовать своему главному природному предназначению?
61. Какой смысл Вы вкладываете в утверждение: «Я хочу быть свободным человеком»?
62. Какие сомнительные аспекты Вам удавалось обнаружить в размышлениях разных людей о свободе человека?
63. Может ли человек быть свободным от Бога, который его создал, или от Природы-Вселенной? Как?
64. Каким является Ваше собственное определение свободы человека?
65. Что Вы думаете о следующем определении свободы человека: «Максимально доступной человеку свободой является достижение им того уровня знаний о себе и мире, которые позволяют полноценно, в совершенстве проявить в себе самые лучшие качества и способности, заложенные Творцом, достигая полного соответствия своему главному природному предназначению».
66. Что важнее, свобода или полноценное соответствие своему природному предназначению?
67. Насколько важно искренность желания и насколько сильно она, искренность, влияет на исполнение желания?
68. Вы замечали в своей жизни, как иногда удивительным образом сбываются некоторые действительно искренние желания, кажущиеся вначале неисполнимыми?
69. Как Вы применяете это знание о важности искренних желаний в своей жизни? Как часто исследуете свои желания, оценивая их искренность?
70. Можете вспомнить последнее применение этого знания?
|