Самопознание. Диалоги. На основании
книги Джона Мейсона "Трактат о самопознании".
Часть 1, Глава 1.
Сущность и важность самопознания
Диалог № 7.
Тема диалога – самопознание и принцип отказа от осуждения других.
«Здесь предписывается нам судить себя, а не других и избегать непростительной поспешности в осуждении других за те же преступления, в которых мы виновны сами. «Итак не извинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что судя другого, делаешь то же. Как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: “не прелюбодействуй”, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?» (к Римл. II. 1, 21, 22).»
//////////////////////////
- Почему же нельзя судить других?
- Судить можно, но это будет глупо. Правило «не суди, да не судимым будешь» просто предостерегает человека, предлагая ему помнить о необходимости избавиться от собственной глупости.
- Ты хочешь сказать, что другого человека осуждает только глупец?
- Именно так.
- Чем аргументируешь такое утверждение?
- Если человек склонен осуждать другого, значит он недостаточно умен. Этот вывод следует из того, что если бы он был достаточно умен, то он уже добился бы осознания очень важного закона человеческого бытия – «Никто никогда не поступает плохо осознанно и преднамеренно. Любой человек совершает плохие поступки только из-за незнания того, как правильно поступить.» Конечно, непростое правило, но от этого его важность не уменьшается.
- И что происходит, по-твоему, с умным человеком, который видит плохой поступок другого, скажем, подлость, жадность, преступное стремление убить кого-то или ограбить … ?
- Все зависит от ситуации. Поступить можно по-разному, противодействую чужим плохим намерениям своими хорошими. Но одно остается общим – умный человек, видя недостатки другого, сразу же вспоминает о своих собственных недостатках, вспоминает, что он отнюдь не желал их иметь, но они у него появились и если некоторые уже побеждены и исчезли, то многие еще остаются. Он осознает свое сходство с другим человеком и сходство тех причин, которые обусловливают наличие недостатков. И ему становится жалко другого человека, такого же обладателя недостатков, каким является он сам.
- Всего-лишь жалость? Никакого желания наказать, укорять, мстить… ?
- Обычно вместе с жалостью появляется также вопрос – чем могу помочь этому несчастному и могу ли вообще, хватит ли у меня ума и знаний, навыков, для того, чтобы избавить этого человека от того недостатка, о котором он даже не догадывается, или не хватит?
- Ты считаешь, что такое отношение возможно? Если кто-то ударит тебе по лицу, или украдет твой кошелек, или ограбит твой дом, оскорбит тебя на улице и так далее, ты сможешь относиться к нему с жалостью и сочувствием? У тебя не появится желание ответить обидчику также, а может в десятки раз сильнее и хуже?
- Отнюдь не всегда я поступаю так, как хотел бы. Но это ничего не меняет. Только говорит о том, что я такой же глупец, как многие другие. И тем более напоминает о необходимости поступить в следующий раз более осознанно.
- Что-то с трудом верится, что такие отношения между людьми реальны. А ты веришь?
- Верю. Хотя понимаю, что такие отношения станут общепринятыми еще не скоро. А хотелось бы.
- Почему же с тех времен, когда громадному количеству людей стал известен призыв Иисуса Христа и они даже выразили свою полное согласно с ним, так мало людей, которым хочется хотя бы в мыслях и рассуждениях следовать его призыву «не суди»? И еще меньше тех, кому удается на деле реально соответствовать этому призыву в своей жизни, в своих делах и поступках, чувствах и мыслях?
- Не знаю, почему. В качестве первой простой причины приходит в голову человеческая глупость. Но ведь на словах и в мыслях человек соглашается с тем, что так правильно. Почему же до дел не доходит? В свое время меня поразила история о древнегреческом мудреце Солоне, который не позволил своим согражданам наказать пьяного преступника, ударившего его и ослепившего. Несмотря на то, что преступник выбил ему глаз, он не только не потребовал его убийства, хотя народ настаивал на этом, но сделал нечто совершенно невероятное. Взял этого человека к себе домой, под свою опеку, кормил и одевал его и учил правильному образу жизни, мышления, и через год сообщил городу, что возвращает уже не преступника, но полноценного и честного гражданина. Хоть Солон и не был христианином, но я считаю, что это идеальный пример поведения настоящего христианина.
- Как же это удалось Солону, который не был знаком с христианством и был язычником?
- Наверно потому, что он был настоящим мудрецом, искренне стремящимся осознать смысл собственного существования, понять себя, мир, людей. И ему было очевидно – никто не совершает плохой поступок осознанно. Только в результате того, что не знает, каким является правильный вариант действий и не в состоянии его выбрать. Человек, который это осознает хотя бы однажды, полностью, окончательно, больше никогда никого не сможет винить и судить. Он просто не способен на это. Невозможно сегодня осознать, что луна – круглое небесное тело, а завтра позабыть это и снова считать, что луна - стеклянный шарик, висячий под стеклянной крышей, называемой небом.
- И все же, что мешает миллиардам других людей осознать то, что было так очевидно Солону, то, что так настойчиво требует Христос? Ведь это требование «не суди» наверно присутствует и в других религиях? Почему мы пока топчемся на том же самом месте – судим, осуждаем, мстим, ненавидим, наказываем, иногда крайне жестоко, и считаем, что так правильно?
- Мне кажется, что одной из причин является отсутствие всеобщей традиции самопознания. Если бы с детства культура общества предлагала ребенку необходимость в самопознании как важную и обязательную для всех, то все было бы иначе. Ведь считает же каждый человек, что ребенок должен уметь читать, писать, ходить, говорить, различать предметы и даже осваивать не такие уж легкие или простые науки. Но почему-то самопознание не входит в этот круг обязательных знаний и навыков. Такое игнорирование самопознанием является причиной громадного количества бед как в личной жизни каждого отдельного человека, так и в жизни человеческих сообществ.
- Что именно изменилось бы в обществе, если бы каждый человек с детства учился навыкам самопознания?
- Это были бы громаднейшие и прекраснейшие изменения, из всех, которые я могу представить себе. Каждый человек мог бы лучше понять себя, проявлять все самое лучшее, что присутствует в себе, но и все человеческие дела были бы сделаны значительно лучше и быстрее. Не было бы причин для воин, для преступлений, для множества заболеваний. Год за годом копились бы новые знания о новых тонкостей раскрытия всего самого лучшего в человеке и новые навыки эффективного взаимопонимания, взаимодействия между людьми, народами, странами … Энергия человеческого разума и человеческой любви использовалась бы совершенно иначе, значительно лучше, принося много-много пользы всем людям, а может и не только людям, но и остальным живым существам, нашей Планете Земля, Солнечной Системе и Вселенной в целом!
- И что можно сделать, чтобы описываемое Вами произошло?
- Как минимум – заниматься самопознанием и помогать другим в этом. Выявить новые и новые тонкости этого дела, копить их, делиться ими.
- А как максимум?
- Привлечь внимание других людей на важность самопознания. Не забывая при этом, что без посвящения своей собственной жизни самопознанию невозможно искренне говорить о нем с другими.
- Может ли человек, который не привык каждый день заниматься самопознанием, считать себя христианином?
- Может. Если очень хочет. Но ему было бы лучше помнить, что таким образом он всего лишь желаемое воспринимает как действительное. Пока его желание «быть христианином» не приведет к искренним усилиям, направленным на соответствие во всех делах призывам Христа, он останется стоять перед открытыми дверями, приглашающими его в новый мир, более светлый и прекрасный. И так может пройти вся его жизнь, за дверями христианского мира, а не внутри.
- А что скажешь об атеистах? Им не стоит заниматься самопознанием? А представителям других религий?
- Скажу, что если хочешь зажечь огонь, ты это сделаешь. Не важно, атеист ты, или верующий, в какую религию веришь или не веришь. Потому что огонь зажигается благодаря закону бытия, предполагающего существование человека и существование огня, позволяющего человека зажигать огонь. И это касается не только обычного огня, но и внутреннего огня. Того огня, который можно назвать душевным огнем. Он может вспыхнуть внутри любого, открывая перед ним путь любви, познания себя и мира, поиска смысла жизни и достойных целей жизни. И самопознание является деянием, которое направлено на зажигание этого огонька и на сохранение его в течение всей жизни человека. Потому и верующие и атеисты вполне способны заниматься им.
- А результаты? Как будут отличаться результаты самопознания верующих и атеистов?
- Не могу точно сказать. Скорее всего – никак. В конце своего пути они непременно придут к единому пониманию. Если не побоятся идти до конца, не отвлекутся и не собьются.